Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мгебров ал-др авельевич

Гуманитарный словарь

МГЕ́БРОВ Ал-др Авельевич (1884-1966) - актер и реж. В 1905 в Батуми, будучи подпоручиком, вывел солдат на помощь восставшим. Заочно приговорен к расстрелу. Эмигрировал в Скандинавию. За рубежом встретился с П. Орленевым и присоединился к его гастрольной труппе. Дебютировал в роли Алеши (инсц. "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, 1906). В 1907 учился на муз.-драм. курсах Рапгофа, затем поступил в МХТ, где в том же году сыграл скрипача и доктора в "Жизни человека" Л. Андреева). Разочаровавшись, уходит из т-ра и переезжает в Пб. С 1908 - актер т-ра В. Комиссаржевской. После смерти Комиссаржевской отправляется в поездку с Орленевым (1910), играет в пьесах Г. Ибсена, в "Преступлении и наказании" по Ф. Достоевскому. По предл. Орленева организует крест. т-р в Голицино с крестьянами-толстовцами (1910). В 1912 - один из чл. Териокского т-ва актеров, писателей, худож., музыкантов. В териокских спектаклях В. Мейерхольда М. сыграл лучшие свои роли: Панталоне (пантомима "Арлекин, ходатай свадеб"), Крейслер (пантомима "Влюбленные"), Морис ("Виновны-невиновны" А. Стриндберга), Эусебио ("Поклонение кресту" П. Кальдерона). Работам М. была свойственна классич. величавость, благородство, нек-рая экзальтированность и налет мистицизма. Все это вместе с высокой фигурой, аскетичным, кр. лепки лицом, сильным голосом делало его незаменимым в ролях пророков, волхвов, патриархов и т. д. Вместе с женой В. Чекан М. создает Т-р на Обводном канале, где ставит "Каменного гостя" А. Пушкина, позже вступает в "Наш театр" А. Зонова. Здесь он впервые исполнил свою любимую роль - короля Лира. Накануне Октября М. с женой организует раб. т-р при Балт. з-де. Первая премьера коллектива - "На дне" М. Горького (пост. М.) вышла 26 дек. 1917. В 1918 М. возглавляет т-р-студию петрогр. Пролеткульта. М. пытался поставить эстетику и философию символизма на службу пролет. иск-ву. Его реж. приемы: коллект. экстатизм, декламация под музыку, статуарные позы с неожиданными жестами и выкриками, рев. символика. В 1918 студия Пролеткульта преобразовалась в Арену пролет. творчества с гл. реж. М. После раскола в петрогр. Пролеткульте (1919) М. с женой организуют Первый раб. рев. героич. т-р, закрылся в 1920. В 1921 пробует возродить в Петрограде т-р Пролеткульта, но резкая критика постановок привела к распаду т-ра и уходу М. в Акад. т-р драмы. В 1924-35 М. руководит Мастерской по изучению Островского и Шекспира (позднее переименована в "Глобус"), пробует себя в комич. роли Бальзаминова ("Женитьба Бальзаминова" А. Островского). В 1939 возвращается в Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина. В 1956 уходит со сцены и занимается пед. деят-ностью с актерами-любителями. Снимался в кино: Державин ("Юность поэта", 1937), Пимен ("Иван Грозный", 1945). Автор кн. "Жизнь в театре" (Л., 1929-32).

Полезные сервисы